Главная \ В помощь родителям \ Советы логопеда \ Речевая гимнастика "Сказка о Весёлом Язычке"

"Есть в маленьком городе нашем

Приветливый сказочный дом..."

Речевая гимнастика "Сказка о Весёлом Язычке"

Артикуляционная (речевая) гимнастика рекомендуется для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись. Проводить её надо эмоционально, в игровой форме, лучше перед зеркалом.

Использование сказки о Весёлом Язычке способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста. Только при положительном отношении вы сможете развивать у ребёнка память, внимание, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное звукопроизношение от дефектного, осуществлять контроль за собственной речью.

Рот – домик, губы – двери.

А кто живёт в этом домике?

 

В этом домике, дружок,

 Живёт Весёлый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык  «лопаткой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок. Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Котёнок лакал молоко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

Такую гимнастику следует делать в течение 3-5 минут ежедневно. Возьмите на одно занятие не более 2-3 упражнений. Идите от простых упражнений к более сложным. Можно использовать стихотворный текст.

Наш Весёлый Язычок                                     Приоткрыл Язык окно,

Повернулся на бочок.                                      А на улице тепло.

Смотрит влево, смотрит вправо…               Язычок наш потянулся,

А потом опять вперёд,                                    Широко нам улыбнулся,

Тут немного отдохнёт.                                     А потом пошёл гулять,

                                                                             На крылечке загорать.

В начале работы может быть напряжённость движений речевых органов языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.

Желаем вам успехов в речевой работе!

Учитель-логопед 1 квалификационной категории Костенко Л.К.